АООП ДОУ для слабовидящих детей
Адаптированная основная общеобразовательная программа ДОУ для слабовидящих детей
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Городского округа "город Ирбит" Свердловской области «Детский сад компенсирующего вида № 2» является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад № 2» со слабовидящими детьми. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения воспитанников с ОВЗ, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую равные стартовые возможности для обучения воспитанников в общеобразовательных учреждениях.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными и программными документами:
- Федеральный законо "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Городского округа «город Ирбит» Свердловской области, утверждённым Постановлением Администрации Городского округа «город Ирбит» Свердловской области № 1008-ПА от 29.06.2021 г.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2020 г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли - сад - начальная школа)/ под редакцией Л. И.Плаксиной, 2003.
- «Мы живем на Урале»: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста/ Толстикова О.В., Савельева О.В. – Екатеринбург, 2013
Содержание данной Программы включает совокупность образовательных областей («Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей.
Цель программы: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, реализации гарантированного права на получение детьми с нарушенными функциями зрения бесплатного и общедоступного дошкольного образования, а также необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Задачи:
-оценка индивидуального развития ребенка (выявление отклонений в развитии);
-поиск средств и способов их устранения;
-оптимизация условий обучения и воспитания;
-построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию гармонически развитой личности;
-оказание медико-психолого-педагогической помощи воспитанникам через реализацию индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- формирование социально-адаптивного поведения.
Одновременно с общеобразовательным процессом в МБДОУ «Детский сад № 2» осуществляется коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. Учитывая данный факт Программа учитывает рекомендации специальной (коррекционной) программы, определяющей содержание ее обязательной части, с учетом особенностей образовательного учреждения, возрастных особенностей и индивидуальных возможностей воспитанников, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников:
Дополнительные образовательные программы:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Программа для ДОУ «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - М., 2007.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания воспитанников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: Старшая группа детского сада. М.: МГОПИ, 1993.
Психологические требования к реализации программы:
- создание условий для развития базовых психических процессов, эмоциональной и моторно-двигательной сферы ребенка;
- ситуативно-гибкое, своевременное реагирование на возникающие проблемы, профилактика нарушений, ранняя коррекция;
- разъяснение родителям особенностей психического развития ребенка;
Здоровьесберегающие требования к реализации программы:
- строгое соблюдение рекомендаций врача-офтальмолога и других специалистов при организации образовательной деятельности с воспитанниками;
- информированность педагогов о состоянии здоровья каждого ребенка группы;
- учет индивидуальных особенностей физического и психического развития детей при выборе педагогических подходов;
- гибкая организация режима жизнедеятельности, обеспечение оптимальной двигательной активности.
Образовательная программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного. В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, обе части взаимодополняющие.
Обязательная часть Программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Обязательная часть включает в себя пояснительную записку, а также особенности развития детей с нарушением зрения с 3 до 7 лет, организацию режима дня детей в ДОУ, проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников с нарушением зрения и другие разделы:
- «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования»;
- «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением зрения»;
- «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей»: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса отражает:
- видовое разнообразие ДОУ наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.