Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ГО "город Ирбит" СО
Свердловская область, г. Ирбит, ул. Елизарьевых, д. 33А
Телефон: +7 (34355) 6-64-13
 

 

Главная / Новости / «Виды и специфика зрительных нарушений у детей дошкольного возраста»

«Виды и специфика зрительных нарушений у детей дошкольного возраста»

2 ноября 2021

«Виды и специфика зрительных нарушений у детей дошкольного возраста»

 

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития.  Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

В связи с этим необходимо повышать уровень компетентности родителей, вести профилактическую коррекционную работу со своим ребёнком.

В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

1. Причины и признаки нарушений зрения

Нарушения зрения бывают врожденные и приобретенные. К возникновению приобретённых форм зрительных расстройств приводят не только игры в компьютеры, но и множество других факторов: инфекционные заболевания, травмы и другие факторы.

Причины врожденной зрительной патологии также многообразны. Наследственные факторы являются причиной возникновения врожденной катаракты, гидрофтальма, близорукости, микрофтальма. Врожденные изменения глаз у детей могут быть следствием перенесенных матерью во время беременности вирусных и инфекционных заболеваний.

Таким образом, заболевания глаз могут возникать под влиянием разного рода причин. Во многих случаях подлинного этиологического фактора нарушения зрения установить  не удается.

Признаки возможного нарушения зрения, при котором ребенка необходимо показать окулисту:

  • у ребенка бывают часто покрасневшие глаза, он избегает смотреть на свет;
  • глаза часто слезятся, есть выделения;
  • ребенок часто жмурится и плотно закрывает веки;
  • наблюдая за чем-нибудь, ребенок часто склоняет голову набок, рассматривает предметы или картинки с очень близкого расстояния;
  • у ребенка часто болит голова;
  • косоглазие, даже если оно едва заметно или проявляется время от времени;
  • затуманивание или помутнение зрачков (хрусталик становится толстым, и через него с трудом проходит свет);
  • сухость слизистой оболочки глаза;
  • нечеткость изображения (нарушение аккомодации).

Учитывая всю сложность адаптации детей с нарушениями зрения, врачи рекомендуют посещать детский сад и школу; это поможет им в будущем, особенно в том случае, если снижение зрения невозможно устранить.
 

2. Виды нарушений зрения у детей

Зрение является одним из важнейших органов чувств, существенно влияет на процесс развития ребенка и важно, чтобы глаза были здоровы. Выявить проблемы со зрением у детей сложно, особенно в раннем возрасте.

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

  • близорукость (истинная и ложная формы патологии);
  • дальнозоркость;
  • косоглазие;
  • астигматизм;
  • амблиопия.

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок. Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.

Амблиопия, или «ленивый глаз» - особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

Рефра́кция гла́за - преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях. Рефракция глаза как физическое явление определяется радиусом кривизны каждой преломляющей среды глаза, показателями преломления сред и расстоянием между их поверхностями, т.е. обусловлена анатомическими особенностями глаза.

3. Профилактика зрения у детей

         Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющимися нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в день, в ходе режимных моментов в ДОУ и домашних условиях( по 5-7 минут). Эти упражнения дают возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности снятию зрительного напряжения

Для предупреждения нарушений зрения у детей стоит периодически посещать с ребенком офтальмолога. Во время обследований доктор выясняет остроту зрения ребенка, оценивает бинокулярные функции, качество цветового зрения. В целом специалисты советуют заходить к окулисту хотя бы  один раз в год. Детям стоящим на учете, осматривать ребенка, раз в 3 месяца.   Чтобы предупредить нарушение детского зрения именно родителям стоит беречь глаза ребенка. С осознанности этих двух взрослых людей и начинается здоровье их малыша. В раннем возрасте лучше не знакомить ребенка с телевизором и компьютером. Если же это невозможно, следует максимально сократить период общения малыша с такой техникой. Кроме того необходимо придерживаться нормального расстояния между глазами крохи и экраном, в зависимости от размера монитора. 

Профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:

  • Чередование занятий детей с отдыхом;
  • Проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
  • Контроль за правильной позой детей во время занятий;
  • Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
  • Активное гармоничное физическое развитие детей;
  • Организация рационального питания и витаминизации;
  • Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

 

При появлении первых признаков нарушения зрения необходимо обратиться в детские лечебно – профилактические учреждения и пройти комплексное обследование органов зрения.

 


На сайте малышок.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы